Чтобы не глупеть, сохранять и развивать память, ум, способность концентрироваться и не терять интерес к познанию нового, надо учитывать некоторые моменты психологического характера, факторы, мешающие успешному развитию.

как не поглупеть?1. Потеря интереса и любознательности. Отсутствие мотивации и интереса (или их слабая выраженность) порождает равнодушное отношение к учёбе, работе, своему развитию, безразличие к результатам, а отсюда и сам низкий некачественный результат или его отсутствие. Как тяжело чем-то заниматься, если это не интересно. А если ничего неинтересно? Уже тупик. В таком случае нужно и искать мотивации, стимулы для решения определённых проблем, чтобы возродить интерес.

2Невнимание к своему здоровью, к питанию, недостаток сна. Процессы развития личности, процессы усвоения новой информации и овладения новыми навыками в работе, обучении и т. д. зависят от состояния здоровья: употребления алкоголя, многих медикаментов, некачественной пищи, недостаток сна (во время сна восстанавливаются необходимые для концентрации внимания клетки мозга) снижают уровень концентрации, а значит, и работоспособности. Хорошая физическая форма - залог успешного развития.

3. Отсутствие системности и целеустремлённости. У кого нет чёткой цели и направления движения – тот попусту тратит силы и свой умственный потенциал. Кто не может организовать действия, необходимые для достижения цели (самое простое – порядок в делах, на письменном столе, режим дня, распределение времени и т. д.), тот сам мешает этим себе двигаться вперёд, развивать свои способности. Некоторые считают, что организовать свою деятельность, привести её в определённую систему - это скучно. Это ошибка - Организованным быть не скучно, скучно и неумно быть скучным. Система в работе, учёбе и т. п. должна доставлять удовлетворение и радость, такой и надо её создавать.

4. Отсутствие умного упорства и самодисциплины. Не всегда мы находим мотивацию для выполнения работы или заданий, которые не доставляют нам должного удовольствия, отсюда желание отложить её на долгий срок, на потом или поскорее сделать кое-как, или всё бросить на полпути. Именно в таких случаях и необходима самодисциплина, которая помогает поддерживать внимание и интерес к определённой деятельности. Упорство не даст бросить дело не законченным.

5. Отсутствие веры в свои способности, негативный настрой. Не следует всё время сомневаться в себе, думайте положительно – это поможет укрепить веру в свои силы. Негодуя, сетуя на себя, отыскивая причины своих отрицательных эмоций во внешнем мире, мы попадаем в замкнутый круг, из которого очень трудно выбраться, т. к. в таком состоянии физическая и психическая работоспособность снижается, ведь мы зациклены лишь на негативе. Не стоит прятаться внутри себя, надо преодолевать свои страхи и комплексы с помощью положительных мыслей и эмоций. Думайте позитивно.

6. Узкий и однообразный круг интересов. Выберитесь из своей «коробки», посмотрите, что творится в мире, поменяйте свои приоритеты в чтении, в музыке, в видах отдыха, в выборе фильмов и передач, расширьте круг знакомств, не бойтесь отказываться от привычных вещей – и вы увидите, что вы ещё не узнали многое, что представляет интерес, что заставляет делать новые шаги к в саморазвитии.

7. Страх себя «перегрузить». Не бойтесь себя утруждать, «нагружать по полной». Считается, что современный человек не использует и 20% своего потенциала, а сложные, неординарные и напряжённые ситуации и задачи способствуют раскрытию всех наших, максимальному использования умственного, физического и психического потенциала. Вспомните, какие невероятные способности просыпались у людей, попавших в особые пограничные ситуации (убегая от хищников или просто погони, люди ставили не только личные, но и мировые рекорды, спасая людей, поднимали тяжести в несколько раз превышающие их вес, запоминали целые листы текста и т. д.). Всё это благодаря возможности максимально концентрировать умственные и физические способности, что способствует развитию потенциала человеческого мозга и самого человека.

8. Нежелание постоянно двигаться вперёд. Успокоиться достигнутыми успехами, «почивать на лаврах», пусть и завоёванных честным трудом - значит остановиться в своём развитии. Ведь время и мир безжалостно движутся вперёд и сметают на своём пути всё, что мешает движению, так что, двигайтесь, идите в ногу со временем, иначе застой или… ещё хуже – отупение. Не переставайте стремиться к новому, мечтать о большем.

9. Постоянное недовольство собой, самобичевание. Нельзя опускать руки, если что-то сразу не получилось, надо испробовать все пути для решения проблемы. Нельзя постоянно корить себя за промахи и ошибки – это бессмысленно, лучше думать, как их исправить (это сэкономит и силы, и время).

10. Неспособность или нежелание определить свои идеалы, степень совершенства и устремлений. Проявление различного рода способностей и талантов мы встречаем в среди гениев в музыке, в кино, в спорте, в науке. Но и в окружающих людях есть определённая концентрации креативности мышления, творческих и умственных способностей, физических возможностей, высоких нравственных, личностных психологических качеств. Лучшие человеческие качества и черты достойны подражания, почему бы не культивировать эти черты и в себе, стараясь приблизиться к их лучшим проявлениям. Может, и нет во многих из нас музыкальных или спортивных талантов, но стать порядочным человеком, надёжным другом и интересным собеседником, хорошим работником по плечу всем.