В начале XVI в. в науке международного права возникает новое доктринальное течение, получившее название «эклектизм», или, по имени ее создателя, — «гроцианская школа права». Данная школа права, став более популярной среди тогдашних юристов, чем школа естественного права, была своеобразным творческим синтезом естественно-правовых и позитивистских учений. Создатель новой школы знаменитый Гуго Гроций позаимствовав доктрину справедливой войны из арсенала школы естественного права, еще в 1625 г. в своем главном труде «О праве войны и мира», которая стала первым систематическим изложением международного права, причислил гуманитарную интервенцию в категорию «справедливых войн для защиты чужих подданных».

В книге «О праве войны и мира» он, опираясь на обширный исторический материал, в частности, писал: «Спорным является также вопрос о том, является ли справедливой война с целью защиты чужих подданных от несправедливости их обладателя. В силу того, для чего установлены гражданское общество, несомненно, что правителям каждого из них принадлежит некоторое право над своими подданными.

«Каждый должен сам судить своих подданных», — подобный порядок объявляют справедливым коринфьяны в Фукидида. И Персей в речи, обращенной к Марцию, заявляет, что не намерен оправдываться в том, что он совершил против холопов: «Я сделал это согласно своему праву, ибо это было мое царство, подвластная мне область». Однако все это имеет место лишь тогда, когда подданные действительности совершают преступление.

Если, однако, оказывается явное беззаконие, если какой-либо Бузирис, Фаларис или Диомед Фракийский делает над подданными такое, что не может быть оправдано никем, кто не потерял справедливости, тогда право человеческого общества не отменяется. Так, Константин брался за оружие против Максенция и Лициния; другие римские императоры брались за оружие против персов или угрожали взяться за оружие, если они не прекратят гонения по христианской религии