Страны «третьего мира» всегда с особым недоверием относились к концепции гуманитарной интервенции, так как видели в ней прежде всего орудие экспансионистской и неоколониалистской политики сильных западных держав против более слабых в военном и экономическом отношении стран. И надо признать, основания к этому были достаточно вескими.

Так, уже в самом начале развала колониальной системы мы находим примеры того, как бывшие метрополии пытались использовать защиту прав собственных граждан как повод для вмешательства во внутренние дела своих недавних колоний. Наиболее яркий пример этого — события в Конго в середине 1960 года

Республика Конго — бывшая колония Бельгии — получила независимость ЗО июня 1960 года. Уже через несколько дней в стране начались массовые беспорядки, вызванные восстанием некоторых подразделений конголезских вооруженных сил против бельгийских вооруженных подразделиний. Во беспорядков были совершены акты насилия, направленные главным образом против европейского населения, в частности, бельгийцев. Вопреки желанию конголезского правительства, Бельгия срочно направила в эту страну свои войска, заявив, что целью этих мер является защита и эвакуация европейцев. Действия Бельгии вызвали массовую панику среди местного населения и экономический беспорядок. При таких условиях президент и премьер министр Конго 12 и 13 июля направили в ООН ряд телеграмм, в которых содержалась просьба о срочной военной помощи для защиты национальной территории Конго от внешней агрессии.

В ответ на этот призыв 14 июля Совет Безопасности ООН по просьбе Генерального Секретаря ООН и без возражений со стороны любого члена Совета принял резолюцию, в которой призвал Бельгию немедленно вывести свои войска и уполномочил Генерального Секретаря ООН «принимать необходимые меры в консультации с правительством Республики Конго, о предоставлении правительству такой военной помощи, которая может понадобится, пока с помощью усилий конголезского правительства при техническом содействии ООН силы национальной безопасности не смогут действовать самостоятельно «.

Менее чем через 48 часов контингенты войск ООН, предоставленные рядом стран, прежде всего государствами Азии и Африки, начали прибывать в Конго. Эти силы подчинялись Генеральному секретарю и не должны были вмешиваться во внутренние дела страны. Действия ООН в Конго были своеобразным контрмерой против «гуманитарной интервенции» Бельгии.

Этот эпизод интересен для нашего исследования прежде всего потому, что мы видим здесь наличие очень редкого в период «холодной войны» консенсуса в Совете Безопасности ООН о недопустимости использования гуманитарной интервенции как средства насильственного вмешательства во внутренние дела государства.